Для чего нужен «сход-развал» и балансировка колёс

Если вы заметили, что стоит отпустить руль, и машину начинает «тянуть» вправо или влево, есть ощущение неустойчивости автомобиля в поворотах, то нужно обязательно выбрать время и отрегулировать геометрию расположения колёс, а также провести их балансировку.

shod razval

Основные регулируемые параметры, ответственные за свойства подвески — это развал и схождение колёс. Напомним, что под термином «схождение» подразумевается угол, образованный продольной осью автомобиля и плоскостью вращения колёс, «развал» же характеризует положение колёса по отношению к вертикали.

Зачем колёсам автомобиля нужны «схождение» и «развал»
Идеальным положением колёс можно считать такое, при котором плоскость их вращения располагается точно под прямым углом к дорожному полотну и параллельно оси симметрии кузова. В этом случае мы получаем максимальный контакт с дорогой при минимальном износе протектора. Естественно, в идеале плоскости вращения всех колёс в любой ситуации должны быть строго параллельны, но на практике это не достижимо.

razval shojdenie

На движущееся с высокой скоростью колесо действуют продольные силы, играют роль и другие факторы, делающие неэффективным расположение колёс строго параллельным продольной оси. Именно поэтому автопроизводители «сводят» колёса, делая схождение положительным с таким расчётом, чтобы на крейсерской скорости управляемость автомобиля была максимально эффективной, а износ шин — минимальным. От выбора угла схождения значительно зависит стабилизация прямолинейной траектории движения автомобиля, уверенное его поведение при вхождении в поворот.
Развал, будучи ещё одним важнейшим параметром пространственного положения колеса, в зависимости от угла наклона относительно вертикали также может быть положительным или отрицательным. В первом случае вершина колеса ориентируется наружу, т. е. отклоняется от корпуса автомобиля, во втором — внутрь. Развал, вообще-то, явление отрицательное, так как по идее только прямой угол по отношению к дороге обеспечивает максимальную площадь контакта.

razval

Особенности «развала» современных автомобилей
Однако в большинстве автомобилей сегодня развал колёс предусматривается производителем. Это связано с тем, что при загрузке автомобиля, при торможении и при выполнении различных манёвров нагрузка на ось возрастает, в результате чего колеса смещаются. Этот эффект как раз и компенсируется заданием небольшого положительного развала, к тому же при малом угле износ колёс практически не увеличивается.
Но не все автопроизводители используют в своих машинах положительный развал. В автоспорте, например, основной упор делается на «цепкость» колёс в поворотах, что достигается заданием отрицательного развала. Эта практика постепенно перенимается и при проектировании обычных легковушек. Угол наклона в этом случае также играет определяющую роль — от его правильной установки зависит скорость износа внутренней части протектора, управляемость, топливная экономичность, эффективность ускорения и торможения. Кроме того, если правое и левое колеса будут иметь разные углы развала, то автомобиль будет заметно «уводить» вбок.

Когда нужно делать «развал-схождение»
Углы установки могут нарушаться, например, при ударе колесом о бордюрный камень во время парковки или при наезде на высокой скорости на какой-либо дефектный участок дорожного полотна — выбоину, яму и т. д. Обязательно выравнивать углы установки колёс следует и при обнаружении неравномерного износа шин.
Определить последний, кстати, легко. Для этого достаточно провести ладонью по протектору внутрь по направлению к корпусу, и если возникнет ощущение, что вы гладите «против шерсти», то имеет место значительно превышающая норму отрицательная сходимость колёс. Если то же ощущение возникает при движении ладони от корпуса автомобиля наружу, то налицо чрезмерный положительный развал.

Отдавать автомобиль на «развал-схождение», как среди автомобилистов именуется проверка и восстановление геометрии колёс, нужно не дожидаясь появления признаков ускоренного износа шин. Поездку на СТО следует запланировать на ближайшее время, если:
1. Как уже отмечалось, имели место наезды на препятствия, бордюры, а также производился ремонт рулевого управления или подвески;
2. Автомобиль заметно «тянет» вправо или влево;
3. Машина движется прямо только при некотором повороте рулевого колёса;
4. После выполнения поворота руль не возвращается в «нейтраль» самостоятельно.

balansirovka oles

Не путайте «сход-развал» и балансировку
Мы уже отметили, что «развал-схождение» — это восстановление геометрии колёс, т. е. регулировка их наклона относительно продольной оси машины и относительно вертикали. Балансировка же необходима для того, чтобы колёса не «били» и не вибрировали даже на высокой скорости движения. В этом случае при вращении колеса создается дисбаланс, который отрицательно сказывается на управляемости автомобиля, создавая риск ДТП, при этом значительно сокращая эксплуатационный ресурс не только шин, но и подвески, амортизаторов, рулевого управления.
Для того чтобы избежать вышеописанных последствий, проверку балансировки рекомендуется проводить при самых первых признаках вибрации рулевого колёса или кузова. Но даже если этих признаков не наблюдается, проверка желательна перед каждой сезонной заменой «резины» в том случае, когда шины уже укомплектованы дисками, т. к. неизбежный в процессе эксплуатации автомобиля износ шин обязательно меняет параметры балансировки колёс. Чаще всего балансировка осуществляется на специальном станке. Суть процесса состоит в компенсации дисбаланса путём установки набивных или самоклеящихся грузиков на ободе колеса.
Словом, вовремя проверяйте углы установки колёс. На СТО, оборудованном специализированным высокоточным стендом, диагностика и регулировка займёт не более часа. Не забывайте и про балансировку, ведь вышеописанные мероприятия не только продлят ресурс шин и важных агрегатов автомобиля, но и обеспечат безопасность и комфорт управления транспортным средством.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1голос(ов), средний: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии

  1. Сергей

    Ответить

  2. Владислав

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *